Музей истории молодежного движения

Смоленский комсомол в истории страны.

100-летию комсомола посвящается

Глава 1. На стройках социализма

1920-е годы: трудности послевоенного периода

Гражданская война нанесла огромный ущерб народному хозяйству. Смоленская губерния, как и вся молодая Республика, находилась в состоянии ужасного разорения. В этот тяжелый период истории Советского государства комсомольцы, молодежь показали пример трудолюбия и самоотверженности.

В 1921 году состоялся IV Всероссийский съезд РКСМ, который призвал юношей и девушек к активному участию в восстановлении и укреплении промышленности и сельского хозяйства. Вскоре из числа комсомольцев на фабриках и заводах, в деревнях создаются ударные трудовые отряды, распространяются коммунистические субботники. Силы смоленского комсомола в первую очередь были брошены на борьбу с топливным кризисом. Сотни комсомольцев поехали на торфяные разработки, лесозаготовки. Молодежь активно трудилась на восстановлении фабрик и заводов. В 1922 году были восстановлены и пущены в ход Издешковский известковый завод, Смоленский кирпичный, крахмалопаточный, мыловаренный, Рославльский маслобойный, Дорогобужский кожевенный, Ярцевский электротехнический заводы.

***
8 съезд РКСМ Велижского уезда
8 съезд РКСМ Велижского уезда, май 1924 г.

***

На селе комсомольцы проводили «месячники красного пахаря». Широко практиковался засев «комсомольских десятин». Деньги, полученные за продажу урожая с этих десятин, шли на покупку сельскохозяйственной и художественной литературы.

Самым ярким выражением нового духа коллективизма были в то время коммунистические субботники, которые долгое время назывались «ленинскими субботниками». В ряде комсомольских организациях были разработаны специальные инструкции по проведению субботников. К примеру, во вводной части инструкции, разработанной в Гжатской организации, было написано: «Устройство субботников имеет целью показать добровольным примером коммунистов и комсомольцев, как нужно бороться с хозяйственной разрухой. Поработать на субботнике  - это значит отдать на общее дело несколько часов своего свободного и вольного труда».

В начале 20-х годов комсомольское движение Смоленской губернии укреплялось сравнительно медленно. Политическая работа велась в очень сложной обстановке. Враги всячески запугивали юношей и девушек, пытались срывать молодежные собрания и митинги. Комсомольский работник тех дней вспоминал: «Помню, в одной деревне группа кулацких подголосков попыталась сорвать наш митинг, угрожала оружием. Митинг проходил в большом сарае. Я выступал с речью, стоя на столе. Бандиты бросились к столу, чтобы стащить меня. Но стоявшие вблизи парни смяли бандитов, вышвырнули их из сарая… Многие из присутствующих на митинге подали заявление о приеме в РКСМ».

В начале 20-х годов прошли «недели красной молодежи», на которых велась широкая пропаганда коммунистических идей. III губернский съезд комсомола в марте 1920 года подвел итоги «недели красной молодежи». В своем выступлении на съезде Н. Чаплин сказал: «В период «недели» в уезде в союз вступило 300 человек, в деревнях вместо 8 ячеек стало 49. «Неделя» закончилась общегородским молодежным воскресником». 

Вместе с тем, в первом отчете губернской комсомольской организации, доложенном Пленуму Смоленского губернского комитета 23-24 февраля 1920 года, было отмечено много недостатков в ее работе. В своем выступлении Борис Цейтлин говорил о том, что в организации не было кадров, способных организовать молодежь, и что она получала мало или не получала вообще никакого содействия от уездных комитетов (уком) партии. С другой стороны укомы, сами испытывая нехватку кадров, забирали к себе инструкторов из комитетов комсомола и даже саботировали их работу, отказывая в предоставлении им помещений и в праве учредить комсомольскую страницу в местной печати.

Цейтлин предупредил, что если губком партии не обеспечит комсомол организаторами, губернскому комитету комсомола не останется ничего иного, как «закрыть дверь на замок и временно прекратить свою деятельность».

На эти замечания губком партии ответил обещанием выделить пять работников и обязал укомы также выделить дополнительно несколько организаторов и предоставить местным комсомольским организациям еженедельную страницу в газете под рубрикой «Молодой коммунист», которую они сами должны были редак­тировать.

В течение последующих нескольких месяцев губком комсомола за­явил о необходимости широкого роста своих рядов. На заседании губкома партии 23 апреля 1920 года приводилась цифра 12 тысяч членов комсомола в Смоленской губернии. (Смоленский архив (СА). Д. 6. Л. 36. (Из книги «Смоленск под властью Советов», автор Фейнсод Мерл.- Смоленск, ТРАСТ - ИМАКОМ, 1995. С.496.)) Однако последовавшие за оглашением этой цифры выступления показали, что к ней следовало относиться осторожно. Значительная часть роста членства в комсомоле объяснялась притоком вновь принятой крестьянской молодежи, которая характеризовалась как наименее надежная часть комсомола, в первую очередь преданная своим семьям и деревням, незаинтересованная в учебе и озабоченная работой на полях.

Члены губкома партии самым серьезным образом говорили о тактике отвлечения этих молодых людей от их традиционных привязанностей. Секретарь губкома партии Ремизов активно призывал заимствовать и применять к новым условиям хорошо зарекомендовавшую себя «буржуазную» и «монархическую» практику; он в особенности подчеркивал притягательную силу «грандиозных празднеств» для крестьянской молодежи, желательность сочетания музыки маршей и представлений с политическими речами. Такие «празднества», утверждал он, должны проводиться не только 1 Мая, но и по традиционным церковным праздникам с тем, чтобы не дать молодежи стекаться в церковь.

Некоторые члены губкома активно возражали против приурочивания комсомоль­ских торжеств к церковным праздникам, но анализ Ремизо­вым крестьянской психологии убедил колеблющихся, и его предложение было принято. Кроме того, было достигнуто согласие об организации клубов крестьянской молодежи и о привлечении их членов к добровольному труду во время субботников с целью помощи семьям солдат, проходивших службу в Красной Армии.

***
Смоленский губком РКСМ, 1925
Смоленский губком РКСМ. Слева направо сидят: Гиркин, секретарь губкома Георгий Спицын, Штейнберг, Федоров (зав. орготделом); стоят: Каменцев (секретарь Верхнегородской организации), Клиссон, Казутин, Щукин. 1925 г.

***

Несмотря на эти проекты по привлечению молодежи в ряды комсомола, усилия начала 20-х годов не принесли заметного успеха. Первым следствием начавшегося нэпа было явное сокращение членства в РКСМ в Смоленской губер­нии, по преимуществу сельскохозяйственной. Оно проявилось в широком выходе из комсомола новых членов, ранее принятых из крестьян. К марту 1923 года в губернской комсомольской организации было только 2792 члена и 493 кандидата в члены РКСМ, т. е. менее 20% от общей цифры за 1920 год.

Обеспокоенные этими потерями, губком партии и губком комсомола  организация предпринимали меры, направленные на вовлечение молодежи в РКСМ, и эти усилия, как и в целом по стране, увенчались значительным успехом. Ниже приведена таблица, которая свидетельствует о быстром росте губернской комсомольской организации в середине 20-х годов.

Таблица 1.Рост числа комсомольцев в 1924 г.

 

Члены

Кандидаты

Всего

Март 1924 г. (РКСМ)

3498

977

4475

1 ноября 1924 г. (РЛКСМ)

7451

928

8379

1 декабря 1924 г.

15703

1058

16761

Из общего числа членов на 1 декабря 1925 года 62,4% относились к категории крестьян, 31% - рабочих и 6,6% - к категории «служащих и прочих». Это распределение отражало преимущественно сельский характер губернии. В то же время доля крестьянской молодежи, записывавшейся в комсомол, была значительно ниже соответствующего процента рабочих. По губернии в целом крестьяне численно превышали рабочих в пропорции 20:1, в то время как в комсомоле соотношение крестьян и рабочих было 2:1.

Партия стремилась использовать комсомол как основное средство своего проникновения в деревню. Количество сельских комсомольских ячеек выросло с 296 на 1 ноября 1924 года до 631 на 1 декабря 1925 года. Ниже приводится отчет от 4 августа 1925 года о росте комсомольской организации в Иль­инской волости Велижского уезда, который в какой-то степени передает атмосферу того периода:
«В 1919 году возникла организация РЛКСМ, было около 12 членов; в связи с бандитизмом ячейка в начале 1920 года распалась. В 1923 году летом вновь организовалась ячейка; сначала было около 10-12 членов. Через год организация вы­росла до 70 человек, но работы среди членов никакой не велось; вообще воспитательная и организационная работа среди членов РЛКСМ начала вестись с осени 1924 года в связи с прибытием нескольких членов, окончивших Губсовпартшколу...

Есть сильная тяга к вступлению в организацию, начиная с января с/г, ежемесячно вступает в организацию от 10 до 12 человек. Нельзя сказать, что все вступают с убеждением определившихся. Для многих главной причиной тяги является жела­ние быть в кружках, где имеется уже организованная часть молодежи. Есть некоторые из вновь вступающих, которые еще не совсем порвали связь с религиозным убеждением. По пребыванию некоторого времени в организации, прежние убеждения рассеиваются, постепенно втягиваясь в общую работу, и так развиваются.

***
Члены президиума Смоленского губкома комсомола
Члены президиума Смоленского губкома комсомола. 1925 г.

***

В общественную и хозяйственную работу втянуто около 75%, например, выбрано в Сельсовет 10 человек, в Кресткомах - 4; 4 человека работают среди батрачества по учету и заключению труддоговоров, а остальные в разных организациях при Красных уголках и избах-читальнях. Многие занима­лись зимой в полит- и сельскохозяйственных кружках. Почти все чтецы при Красных уголках - комсомольцы...

Волостной центр образовался центром настоящим; там есть много подготовленных сил, в то время, когда в сельских райо­нах (10-15 верст от волостного центра) в некоторых ячейках нет ни одного более подготовленного. В Барборовской ячейке 26 человек и нет ни одного подготовленного члена РЛКСМ». (СА. Д. 331. Л. 108-136.)

Как следует из данного отчета, бремя руководства комсомолом на селе несло немногочисленное ядро членов РЛКСМ, которые прошли подготовку в Совпартшколах. Под влиянием этого ядра сельские ячейки росли количественно. Молодые люди, вступавшие в комсомол, получали соответствующее развитие, которое позволяло занимать руководящие должности в местных общественных и хозяйственных организациях.

Таким образом, комсомол служил средством расширения сети партийного влияния и контроля. Более того, рядовые комсомольцы выступали одновременно и как объект, и как провод­ники партийной агитации и пропаганды. Местным комсомольским руководителям выпала нелегкая задача ослабления традиционных сельских привязанностей и преобразования крестьянской молодежи в «приводной ремень» политики партии на селе.

Документы губкома ВКП(б) за период 1923-24 годов позволяют ощутить масштабность комсомольской работы в разгар НЭПа. Пе­ред комсомолом работа в деревне ставилась как одна из первоочередных обязанностей. Особый акцент делался на участии комсомольцев в местных избирательных кампаниях и в органах местного управления. В этот период членами сельсоветов был избран 161 комсомолец, членами волисполкомов - 40, земельных комиссий - 50, обществ взаимопомощи крестьян - 637. Было открыто около 200 изб-читален, из которых 90 возглавлялись комсомольцами, которые проводили читки и информации для жителей деревни, как на сельскохо­зяйственные, так и на общеполитические темы. В течение года в сельские школы было направлено 90 «красно-комсомольских» учителей, которые служили связующим звеном между партией и подрастающим поколением. 25 освобожденных комсомольских работников было занято в штате волостных организаций.

Хотя политическая учеба в комсомольских ячейках призна­валась далеко неудовлетворительной, все же и здесь отмечался определенный прогресс. Во время сельских праздников прово­дились антирелигиозные демонстрации. Улучшалась клубная работа, которая включала политинформации. Выбранные от комсомола политруки помогали готовить допризывников. Развивалось спортив­ное движение, и в сентябре 1923 года была проведена губернская Олимпиада. Летом организовывались экскурсии сельских ячеек в крупные городские центры и даже в Москву.

***
Заседание Вяземского укома
Заседание Вяземского укома, 1924 г.

***

Несмотря на напряженные усилия по всем этим видам работы подавляющее большинство молодых крестьян комсомольского возраста оставались за пределами организации. Лишь каждый тридцатый в этой возрастной группе был комсомольцем. Но и внутри организаций только небольшая часть комсомольцев была по-настоящему активной, была  «проводником дела коммунизма». В отчетном докладе губкома ВКП(б) за 1923-24 годы отмечено: «случаи пьянства, азартных игр, уклонов, карьеризма, устойчивых религиозных предрассудков и других отрицательных явлений не могут рассматриваться как изолированные случайности».

В 20-е годы уровень политической грамотности в рядах комсомола в целом был невысок. С целью повышения политической грамотности партия предлагала обсуждать на комсомольских собраниях наиболее острые проблемы, в частности  в форме ответов на вопросы.  Так по итогам XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.), на котором Сталин подверг решительной критике Зиновьева и Каменева, предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что имела в виду Н. К. Крупская, ссылаясь на Стокгольмский съезд?
  • В своей книге «Философия эпохи» тов. Зиновьев пишет о каком-то «равенстве». Что означает это «равенство»?
  • Если   взгляды   оппозиции   были   заклеймены   на   съезде как ошибочные, то почему оппозиция не отказалась от них?
  • Не грозит ли Партии еще большая дискуссия в будущем?
  • Почему именно Ленинградская, а не какая-то другая организация, оказалась в оппозиции?
  • Разве Коминтерн не рассматривал вопрос о том, где революция должна произойти прежде всего? И если да, то в какой стране?»

Некоторые вопросы относились непосредственно к крестьянству:

  • Почему оппозиция постоянно осуждает лозунг тов. Бухарина «обогащайтесь!»? Что опасного в этом лозунге?
  • В резолюции ЦК по докладу говорится о более строгом допуске в партию полупролетарского элемента. Кого тут имеют в виду? Крестьян? Разве тов. Молотов не говорил в своем докладе, что надо увеличить число крестьян в партии?
  • Не разожжет ли организация групп бедняков классовую борьбу в стране, а  если так, то  не скажется ли это отрицательно  на  развитии  производительных сил  в  сельском  хозяйстве?
  • Какая  опасность  в  организации  кружков   беспартийной крестьянской молодежи вокруг РЛКСМ?

Партия следила за дискуссиями, которые велись в комсомольской среде и реагировала на каждые оппозиционные заявления. В докладе губкома о XIV съезде ВКП(б) приводятся примеры таких заявлений: «Со стороны некоторых товарищей допускалась недооценка кулацкой опасности», так один комсомолец заявил: «Вы не найдете кулаков в деревне; их очень мало и по-моему они не опасны». Другой комсомолец заявлял, что «необходимо уравнять политические права рабочих и крестьян». Еще один «выразил сомнение в том, что Партия способна повести за собой крестьян, так как она является партией рабочих». По мнению губкома довольно большой контингент середняков в сель­ских комсомольских организациях оказался неподатливым материалом по мере того как в политике партии произошло смещение акцента на интересы бедняков и батраков.

Вдохновляемые партией антирелигиозные кампании также служили источником напряженности. На селе было особенно много комсомольцев, которые ходили в церковь, были певчими и венчались в церкви. Комсомольские вожаки делали все воз­можное по предотвращению таких «отклонений» путем агитации и таких контрмер, как «Красные свадьбы», но традиции оказывались сильнее. Отрывки из отчета одной сельской ком­сомольской ячейки в Великолукском округе за 1927 год показывают, какой притягательностью еще обладала религия. В отчете приводятся слова одного комсомольца: «13 апреля я не могу пойти на комсомольский вечер - мне надо готовиться к Пасхе». Дру­гой комсомолец заявил: «Мы будем есть пасхальные яйца и пойдем в церковь; в этом ничего плохого нет - на Пасху там прекрасная служба».

В комсомольских организациях большое внимание уделялось воспитательной работе. Правильнее сказать - воспитательная работа с молодежью стратегически направлялась коммунистической партией, а комсомол играл роль своеобразного «инструмента» в ее организации и проведении. Партия опиралась на молодежь и комсомол в осуществлении своей политики, видя в воспитательной работе возможность мобилизовать молодое поколение на преобразование страны.

В июне 1925 года IV Всесоюзная конференция комсомола в резолюции «О постановке воспитательной работы в РЛКСМ» выражала недовольство тем, что отдельные партийные организации не уделяли должного внимания воспитательной работе с молодежью. Некоторые вопросы были непосредственно обращены к партии. Конференция указывала, что партия должна давать Союзу квалифицированных пропагандистов, больше внимания уделять работе комсомольских политических школ, «развернуть» учебу комсомольского актива, подвести под воспитательную работу необходимую материальную базу. Конференция так сформулировала свое обращение: каждая партийная ячейка должна выделить не только представителей в бюро ячейки РЛКСМ или на общие собрания комсомольских ячеек, но и «работника-партийца в помощь воспитанию комсомольца». (ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций. -М. ; - Л., 1929. С. 218.)

В 20-30-е годы впервые складывалась система политического воспитания и обучения, которой охватывались массы, практически все граждане. Эта система должна была дать человеку политическую грамоту, политическую культуру и определить насколько эти знания усваиваются. Впервые в стране и впервые в мире в СССР сложилась одна государственная идеология. Немало из задуманного осуществилось в жизни. У многих молодых людей сформировались определенные свойства и качества, запрограммированные в системе социалистического воспитания и образования. Советский человек стал частью новой общности народа, впитал в себя такие качества, как трудолюбие, коллективизм, для него были характерны идейность, интернационализм, гражданственность, преданность строю и идее, вера государству и партии. В сознании многих людей укрепились социальные установки на равные стартовые возможности и профессиональную мобильность. Это создавало ощущение социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне. И во многом это соответствовало реальности

 

Читать дальше.

Вернуться к оглавлению.

 

Литература

Смоленский комсомол в истории страны
Так это было
Дети и молодёжь Смоленщины 1920-1930-е годы

Спасибо

Друзья сайта

 

 

 

 

 

Интернет опасен для детей

 

     
  (c) Авторские права на сайт принадлежат ООО "Союз ДМ", Смоленской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи", 2008-2020г.