Наш сегодняшний собеседник Евгений Мохов - сельский учитель, Глава муниципального образования Ельнинского сельского поселения Гагаринского района, а также молодой семьянин и папа.
Мохов Евгений
Об образовании…
- Представляя Вас, я не случайно на первое место поставил должность сельского учителя, ведь это Ваша непосредственная профессия. Расскажите немного о себе.
- О себе обычно говорю коротко – родился, учился, работаю. Теперь добавляю «женился, воспитываю ребёнка». Для 26 лет, думаю, неплохо. Судьба ничем не выделяющаяся: деревня, обычная семья, сельская школа, университет…
- Почему Вы выбрали эту, мягко говоря, не совсем популярную специальность? Последовали пословице «Когда не знаешь куда поступать – поступай в педагогический»?
- Я на самом деле планировал стать учителем. Завидовал им, как они складно говорят, как их слушают. Тоже хотел быть таким. Но, если честно, зарплата педагога того времени была такой, что я попросту боялся, ведь прожить на нее даже одному было практически невозможно (это я знал не понаслышке: учителем работает моя мать). Надеялся на лучшее, на то, что стану человеком с полноценным образованием – таких везде ценят. И стал. Так что и зависть иногда помогает. А на популярность смотрит только тот, кто, не имея собственного мнения, слушает чужое.
- Евгений, скажите, что из тех знаний, которые дал Вам вуз, пригодилось в первую очередь, а что оказалось совершенно ненужным?
- Скорее пригодились не знания, а умения владеть собой, быстро и правильно реагировать на ситуацию, четко планировать, анализировать. Но, если честно, все равно почти год чувствовал себя стоя у доски голым. Казалось, что класс вот-вот выйдет из-под контроля и тогда произойдёт что-то страшное.
- Каких преподавателей вспоминаете добрым словом?
- Мне повезло – меня учили те «монстры истории» (так их многие и называли тогда), которые обладали безусловным авторитетом и харизмой. Это и легендарный Е.А. Шмидт, и неподражаемый в своём остроумии И.Н. Неманов, и интереснейший М.И. Рабинович… От них буквально веяло какими-то историческими загадками, какой-то романтикой, чем-то непередаваемым. Но поверьте, как только разговор заходит о преподавателях, я всегда вспоминаю Ю.В. Ревенко – вот уж действительно незабываемая личность. Несколько раз собирались подписи студентов, которые кричали о том, что не могут у него учиться. Да, наверное, он был иногда жестОк, но его предметы студенты знали лучше всего, и понимали намного больше. Именно он сформировал в моём сознании основу для понимания истории. И если меня спросят, что же я считаю своим высшим достижением в университете, я скажу о пятёрке на экзамене у Ревенко. Вот такой неоднозначный человек.
- Нужен ли нам вообще в области свой педагогический вуз, ведь в школы из его выпускников идут единицы?
- Мне кажется, работа не должна быть самоцелью высшего образования, особенно для девушек. Чем больше матерей будет иметь педагогические навыки, тем лучше. Вуз дает хорошее образование, а где выпускники его применят – это их дело. Государство, если захочет, достаточно быстро может сделать профессию учителя престижной и привлекательной для молодых специалистов. Другое дело, что пока мы этого не видим.
- Что скажете о переходе наших вузов на западную систему преподавания? Приживутся ли у нас магистры с бакалаврами?
- Названия у нас в России менять любят, и подстраиваться под чужие стандарты любят. Большинство наших ВУЗов просто не смогут поддерживать европейские стандарты – для того, чтобы понять это, достаточно сравнить уровень финансирования в России и Европе. Поголовное реформирование высшей школы обречено на провал, а вот если федеральная власть предложит вузам возможность добровольного перехода на эту систему, предъявляя к ним строгие требования, но вместе с тем открывая новые перспективы – это совсем другое дело. Хотя, вопрос о том, имеет ли западная система образования какие-то преимущества, остаётся, мягко говоря, открытым.
О селе…
- Евгений, после окончания института Вы вернулись к себе в село, и пошли работать в школу. Другие варианты не рассматривали?
- Нет. Когда в 2005 году я окончил университет, меня уже ждали в родной школе, и я не собирался искать чего-то лучшего. Сразу после выпускного подписал контракт на три года.
- Предоставляемая отсрочка от армии как-то повлияла на Ваше решение стать учителем?
- Практически вместе со мной в село из армии вернулся мой одноклассник. После «неудачных учений» ему чуть не ампутировали ногу… И это не единственный пример. Конечно, не хотелось такой же участи.
- Много ли молодых специалистов пришло вместе с Вами в школы района?
- На торжественной встрече молодых учителей стояло 4 человека, я – единственный мужчина, единственный с высшим образованием. Тогда говорили, что это мало, но сейчас бы и четырём порадовались.
Почти все учителя по возрасту годятся мне в матери. В школах то и дело слышу о том, что справляют юбилеи 50,55,60 лет. Причем, многие учителя и рады бы уйти, но, зная, что вместо них работать никто не придёт, остаются поработать «ещё годик, последний». Через год всё повторяется снова.
Катастрофически мало учителей-мужчин. Профессия педагога многим привлекательна – и отпуск большой, и рабочий день меньше. Но содержать семью с доходами учителя очень сложно. Я уверен, что увеличение оклада даже на 50 % позволит справиться с дефицитом молодых учителей. Дайте молодым специалистам жильё, пусть даже на время работы, и на каждое свободное место будет десяток желающих. Ради отсрочки от армии многие тоже готовы были стать учителем, очень жаль, что отсрочку отменили.
- Оказывают ли в Гагаринском районе помощь молодым учителям? Достаточна ли она, на Ваш взгляд?
- Размер подъемных показался мне тогда огромным – 10 тысяч рублей. Как раз хватило на видеокамеру. Скажу честно, выплата пособия в то время для меня и других молодых учителей была одним из решающих моментов в выборе профессии. А вот оклад необходимо увеличивать. В первые месяцы я получал 2800, через год, благодаря большой нагрузке, уже 5400, к концу второго года – 7800, после того, как стал завучем – около 12 000. Для села очень не плохо.
- С какими трудностями столкнулись в первую очередь? Как принял коллектив, ученики?
Самое трудное сделать так, чтобы тебя слушали и слышали. Было тяжело. Я не хотел работать так, как все. У меня были современные взгляды на то, как и чему нужно учить. Не всем они нравились. Бывало, и ночами не спал, переживал. В итоге, через 2 года создал принципиально отличную от традиционной систему преподавания истории в 9 классе, которая доказала свою эффективность. С ней я повысил квалификацию, стал собирать материалы для участия в конкурсе «Учитель года».
- В чем же заключается Ваша инновационная система?
- Я отказался от традиционной схемы урока: опрос, подача нового материала, домашнее задание. Каждый урок не должен быть похож на предыдущий. У меня ученики не успевали привыкнуть к одной форме урока, как я уже делал что-то новое. Для них это не всегда было легко, но однозначно интересно.
Очень важна справедливость. Во всем, особенно в оценках. Ученика нужно уважать. Любого. В деревне много детей из неблагополучных семей, которые не могут, да и не хотят учиться на «4» и «5», им вполне достаточно тройки. Поэтому одним из основополагающих факторов моей системы преподавания служит четкая, хорошо продуманная система оценок. У меня она была достаточно сложной, включающей целый ряд критериев. Учитывалось все: начиная от интереса ученика к историческим фильмам и книгам, заканчивая его умением задавать вопросы. Ученик сам может выбрать тип задания, устную или письменную форму ответа, ему даже не обязательно выполнять весь объем того же домашнего задания. Таким образом, каждый ученик сам решет на какую оценку он идет. Двойки я стараюсь не ставить.
- Как Вы считаете, уровень образования в сельской школе и городской сильно различаются? Куда поступают Ваши выпускники?
- Если человек старается, он хорошо подготовится вне зависимости от того, где будет учиться. Уровень подготовленности учеников из села зачастую низок не из-за того, что там плохие школы, а из-за плохого социального климата на селе – низкий уровень доходов, алкоголизм, удаленность от культурных центров – всё это в комплексе тормозит развитие ребёнка. Всё равно, почти все наши выпускники пытаются продолжить обучение. Большинство из них изо всех сил старается, чтобы в их судьбе появилось слово «Москва». Это слово для деревни имеет почти сакральное значение. В прошлом году мой выпускник, с трудом закончивший девять классов, устроился работать в Москве дворником. Получает столько же, сколько я, Глава поселения. Таких сравнений много, иногда от них становится грустно, хочется тоже пойти в дворники.
- Больная тема: ЕГЭ. Что это, большая ошибка или прогрессивная реформа? Как оцениваете тест по истории?
- В России всегда красиво на бумаге. Что за реформу не вспомнишь, всё какие-то неприятные ощущения остаются. Вот и здесь – реформа в чем-то правильная, хорошая, но с российской реальностью несовместимая. Я то уж знаю, как сдаются иногда эти ЕГЭ. Спросите у выпускников – они вам расскажут много интересного. Учителя друг друга прекрасно понимают и делают все, чтобы двоек было как можно меньше. Зачем им друг друга подставлять? Да и от взяток тесты не спасают. Я бы сказал, ЕГЭ перевел коррупцию в сфере образования на качественно новый уровень, вот и все. Кому-то подскажут на экзамене, кому-то нет…
- Получает ли Ваша школа какую-нибудь помощь из областного или федерального бюджета?
- Из-за кризиса в этом году финансирование практически прекратилось. Если оно не возобновится в ближайшие годы, школа просто развалится: она капитально не ремонтировалась уже 30 лет. В прошлом году приехавший к нам профессор из Москвы рассматривал наши школьные парты как какие-то исторические ценности или музейные экспонаты. Новые наглядные пособия поставляются очень редко, в кабинетах химии и физики уже не с чем проводить опыты. Недавно школа получила второй (всего лишь второй!) компьютер.
- А как же популярный с недавнего времени лозунг «Интернет – в каждую школу!»?
Я убеждён, что интернет должен быть в каждой школе. Учеников необходимо знакомить с возможностями «мировой паутины», но под самым чутким контролем: мусора в сети столько, что зайти на какой-нибудь порносайт можно из любого поисковика без каких-либо затруднений. Не знаю, кто разрабатывал фильтры для школ, но работают они обычно не там где надо. Получается, что на сайт нацистов заходить можно, а вот безобидные серверы общения одноклассников, которые так популярны в молодёжной среде, закрыты.
- Евгений, что скажите по поводу неразберихи с учебниками?
- Это ужас! Разные авторы, разные издательства… А сколько в них ошибок, опечаток! В этом году звонят, «рекомендуют» один учебник, в следующем – другой. Учителя, как люди исполнительные, конечно же, следуют этим «рекомендациям». А родители потом головы ломают, как обеспечить ребенка необходимой литературой. Вообще, ученик не обязан покупать учебник. Школа должна предоставлять учебную литературу, по крайней мере, смотреть, какие учебники школьники могут приобрести. К сожалению, так бывает далеко не всегда.
О молодежи…
- Вот уже более года Вы работаете Главой муниципального образования Ельнинского сельского поселения Гагаринского района. Как так получилось, что из школы Вас пригласили работать в местную администрацию?
- Сам не понимаю, как так получилось. Почему-то лучшей кандидатуры, чем 25-летний парень без опыта работы, не нашлось. Поначалу полный ступор – абсолютно не понимал, чем нужно заниматься и как решать проблемы. Оказалось, что нужно разбираться во всём – от конъюнктуры мировых цен на нефть до содержимого сельских туалетов. Если бы не помогали старшие коллеги, не справился бы, наверное.
- О наболевшем: пьют на селе много? Какие бы Вы предложили меры борьбы с этим пороком?
- Одна из самых сложных проблем. Воспитательными мерами тут не обойдёшься, где-где, а уж здесь нужна жесткость. У нас же по закону штраф за продажу нелегальных спиртных напитков почти такой же, сколько торговец зарабатывает за ночь. Паленой водки хватает, у нас этим занимается шесть человек. Составил списки, отослал в район – тишина, никаких действий. Бывает, ночью прибегут ко мне и кричат, что режут, убивают. Прихожу – лежит мужик пьяный. А что я ему сделаю? У меня же нет прав ни штрафовать, ни арестовывать. Поругаешься, да и уйдешь, а потом все повторяется. Хорошо хоть с пьяными водителями теперь строго, хоть чего-то начали бояться.
- В каком состоянии находится государственная молодежная политика в районе?
- Знаете, на бумаге дела обстоят вроде бы как хорошо: мероприятия проводятся, молодёжь пытаются организовать. Да только толка от этого – сами понимаете. Партии и молодёжные организации до нас не дошли, но нужно ли нам большинство из них? Почти все молодёжные организации слишком политизированы и используют молодёжь сугубо в своих целях. Из тех, с кем мне приходилось контактировать, приятно было встречаться только с поисковиками.
- А как же Год молодежи?
- Плакаты в Гагарине висят. На этом, наверное, и все.
- Вы недавно стали папой. Поздравляю! Скажите, как обстоят дела с демографией в Ельне?
- Спасибо, когда появляется ребёнок, то понимаешь, что главное в жизни ты сделать успел. Хорошо, что «демографический бум» не обошел стороной и нас. Лет пять назад увидеть на улице человека с коляской было редкостью. Сегодня уже каждый день встречаешь группы молодых мамаш. Сейчас у нас около 40 дошкольников, для Ельни это значительная цифра. У нас всего жителей 561 человек, около 70 из них – молодежь. Правда, как это ни жаль, но большинство молодых мам будут воспитывать своих детей в одиночку. История самая обычная: девушка едет в Москву, встречает там своего «единственного», беременеет, а потом возвращается с ребенком и разбитыми надеждами. Молодым помогаем как можем. В прошлом даже жильё предоставили нескольким молодым семьям.
- Не думаете переехать в город?
- Нет. Я люблю свою землю, да и пока я Глава поселения это невозможно. А потом, я не загадываю далеко. Судьба – штука переменчивая.
Спасибо за интервью. Удачи Вам в работе и дома!
Беседовал Валентин Семенов,
заведующий музеем истории молодежного движения
при Доме молодежи
В неполном виде интервью было опубликовано в "Смоленской Газете" 18 августа 2009 года, С.4