Музей истории молодежного движения

Статьи

Проблемы молодёжи

Двухуровневая система образования: пока подождем

В России введена двухуровневая система высшего образования.

Совет Федерации одобрил поправки к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Нововведения коснутся всех российских вузов, кроме некоторых отраслевых, например, медицинских академий, технических вузов и учебных заведений, относящихся к силовым министерствам

Двухуровневая система подразумева­ет обучение по европейским стандартам: «бакалавр-магистр». На бакалавриате студент учится четыре года. Потом он может выбрать более узкую специализацию и про­должить обучение в магистратуре еще два года. В магистратуре смогут учиться не все, так как число бюджетных мест будет ограничено, оплатить же обучение не каждому будет по карману.
В переходе на подобную систему мож­но выделить ряд существенных недостатков. Сократится количество аудиторных занятий, соответственно уменьшится количество учебных часов. Студенту придется искать необходимую информацию по большей части в библиотеках, Интернете и других источниках. Возможно сокращение профессорско-преподавательского состава.
Вводить двухуровневую систему образования пока не спешат. Официально объявленный срок перехода - 2011 год. Вузы, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки РФ, с 2010 года могут объявлять набор как по новой, так и по старой системе. По словам ректора СмолГУ Евгения Владимировича Кодина, наш вуз готов перейти на двухуровневую систему образования, но пока полного перехода не будет. Получены лицензии на все специальности для подготовки бакалавров, на некоторых спе­циальностях будут от­крыты магистратуры, которые также имеют лицензии.
Справка «АУ»
В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция. с которой начался Болонский процесс. Его участниками стали 29 государств Европы, решивших создать к 2010 году единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вошла Россия. Подписание конвенции означало, что дипломы российских вузов и европейских университетов будут уравнены в правах и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Но это при условии, что Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами.

Корреспондент «АУ» встретился с проректором по учебной работе Николаем Петровичем Сенченковым и задал ему несколько острых вопросов, волнующих студентов СмолГУ.

Об образовании

-    Николай Петрович, подходит к концу учебный год. В связи с этим хотелось бы узнать, насколько в нашем вузе «прижились» нововведения, которых с 1 сентября появилось достаточно много?
-    Хочу напомнить, что перед высшей школой поставлена задача перейти на двухуровневую систему бучения «бакалавриат-магистратура». Мы делаем все, чтобы абитуриенты, идущие на за­очное отделение которые будут сдавать экзамены в этом году, пришли учиться уже по новой схеме, если, конечно, не случится никаких политических или экономических катаклизмов. Абсолют­ное большинство специальностей мы уже лицензировали для бакалавриата.
-    К слову о специальностях. Их в этом году в нашем университете заметно прибавилось. Как Вы считаете, это шаг, продиктованный жизнью, или нам про­сто нужно соответствовать нормам бака­лавриата?
-    Нет, дело не в нормах. Новые на­правления, такие как, к примеру, «Ди­зайн архитектурной среды», «Строи­тельство», «Управление персоналом», дадут нашей области большое количе­ство грамотных специалистов во многих отраслях. Несомненно, появление новых специальностей — это и шаг, продикто­ванный жизнью. Наша цель — создать простор для выбора абитуриента.
-    Появление новых учебных направ­лений никак не связано с тем, что неко­торые из ныне существующих специаль­ностей в последние годы недоукомплектованы?
-    Вообще я не комментирую этот вопрос, но текущее состояние дел пока­зывает: несмотря на то, что нас многие пугали недобором, мы смогли уже со второй волны закрыть все бюджетные места, а это, скажу я вам, удается дале­ко не всем вузам нашей страны. Кроме того, пришло большое количество «платников» - ребят, которым не хватило бук­вально одного-двух баллов для того, что­бы учится на «бюджете». Все дело в том, что на многих факультетах конкурсы были просто заоблачные. Кстати говоря, по сравнению с прошлым годом количе­ство бесплатных мест не изменилось.
-    Один из самых актуальных вопро­сов этого учебного года - изменения в расписании. С чем они связаны?
-    Все изменения были приняты ректоратом нашего вуза на основе фе­деральных законов. Если говорить кон­кретно по нововведениям, то стоит от­метить следующее: во-первых, мировая практика уже давно сформировала такое понятие, как «академическая пара». Она теперь у нас, как и везде, составляет 90 минут. Кроме того, появились более длинные перерывы между занятиями, чтобы студент мог спокойно перекусить или сходить в библиотеку. Мы считаем, что физиологически наш студент готов к тому, чтобы без перерыва отсидеть за партой полтора часа. Кроме того, есть и некоторые технические моменты: не се­крет, что практически все школы нашего города начинают работать в восемь утра, а большинство государственных учреж­дений - в девять. Таким образом, студен­ты нашего вуза, у которых первая пара начнется в 8.30, не будут пересекаться на улице и в общественном транспорте ни со школьниками, ни со служащими.

О компенсациях за успехи в учебе

-    Николай Петрович, на данный мо­мент весьма своеобразно решается во­прос со стипендиями. Ведь по новым правилам их получают все первокурсни­ки нашего вуза.
-    Честно говоря, мне сейчас пока сложно делать какие-то выводы по это­му вопросу. За то время, что я работаю, были периоды, когда мы назначали сти­пендию либо лишь некоторым перво­курсникам, успешнее всех сдавшим всту­пительные экзамены, либо не назначали вообще. Все-таки стипендия – премия академическая, а у первокурсников сес­сий еще не было по определению. Если говорить о сегодняшней ситуации, то тут могу сказать одно: я понимаю, что создается некая социальная напряженность, связанная с неравенством студентов. Но, с другой стороны, этот шаг оправдан. Первокурсник должен понимать: деньги, которые он сейчас получает, - это аванс.
-    Судя по всему, стипендии для пер­вокурсников формируются за счет уреза­ния «социальных» стипендий. Что же в этом случае делать учащимся, которым университет до этого помогал?
-    Повторюсь, лично я не был сторон­ником этого новшества. В любом случае тем ребятам, которые будут нуждаться, университет и дальше будет помогать материально.
Правда ли, что в этом учебном году существенно увеличился перечень нару­шений, за которые студент может быть лишен стипендии?
-    Абсолютно верно! За такие нару­шения, как курение в недозволенных ме­стах, опоздания на пары и прогулы, сту­денты будут, что называется, наказаны «рублем». Считаю это справедливым.

О свободном посещении

-    Для многих учащихся сейчас весь­ма актуальным является вопрос, как со­вместить работу и учебу. Зачастую выбор остается за первым. Каково ваше мнение по этому поводу?
-    Я думаю, что работающий сту­дент - это очень хорошо. Но если из-за работы будет страдать учеба, поблажек от университета ждать не стоит. Ведь если посмотреть с другой стороны, до­пустим, подходит студент во время рабо­чего дня к своему начальнику и говорит: «Знаете, мне очень нравится работать в вашей фирме, но я буду часто отсутство­вать - мне ведь еще в университет нуж­но ходить!» Что бы вы сделали на месте начальника? Я бы уволил. Ребятам, кото­рые хотят одновременно учиться и рабо­тать, дам совет: либо умейте совмещать, либо выбирайте между сиюминутным заработком и дипломом. Но стоит пони­мать: высшее образование еще никому никогда не мешало, а вот его отсутствие — наоборот.

Андрей Новиков, Андрей Степанов

Газета СмолГУ «Аудитория», №56 апрель 2010г., С.1,3.

 

Литература

Так это было
Дети и молодёжь Смоленщины 1920-1930-е годы

Спасибо

Друзья сайта

 

  (c) Авторские права на сайт принадлежат ООО "Союз ДМ", Смоленской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи", 2008-2015г.