В России введена двухуровневая система высшего образования.
Совет Федерации одобрил поправки к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Нововведения коснутся всех российских вузов, кроме некоторых отраслевых, например, медицинских академий, технических вузов и учебных заведений, относящихся к силовым министерствам
Двухуровневая система подразумевает обучение по европейским стандартам: «бакалавр-магистр». На бакалавриате студент учится четыре года. Потом он может выбрать более узкую специализацию и продолжить обучение в магистратуре еще два года. В магистратуре смогут учиться не все, так как число бюджетных мест будет ограничено, оплатить же обучение не каждому будет по карману.
В переходе на подобную систему можно выделить ряд существенных недостатков. Сократится количество аудиторных занятий, соответственно уменьшится количество учебных часов. Студенту придется искать необходимую информацию по большей части в библиотеках, Интернете и других источниках. Возможно сокращение профессорско-преподавательского состава.
Вводить двухуровневую систему образования пока не спешат. Официально объявленный срок перехода - 2011 год. Вузы, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки РФ, с 2010 года могут объявлять набор как по новой, так и по старой системе. По словам ректора СмолГУ Евгения Владимировича Кодина, наш вуз готов перейти на двухуровневую систему образования, но пока полного перехода не будет. Получены лицензии на все специальности для подготовки бакалавров, на некоторых специальностях будут открыты магистратуры, которые также имеют лицензии.
Справка «АУ»
В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция. с которой начался Болонский процесс. Его участниками стали 29 государств Европы, решивших создать к 2010 году единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вошла Россия. Подписание конвенции означало, что дипломы российских вузов и европейских университетов будут уравнены в правах и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Но это при условии, что Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами.
Корреспондент «АУ» встретился с проректором по учебной работе Николаем Петровичем Сенченковым и задал ему несколько острых вопросов, волнующих студентов СмолГУ.
Об образовании
- Николай Петрович, подходит к концу учебный год. В связи с этим хотелось бы узнать, насколько в нашем вузе «прижились» нововведения, которых с 1 сентября появилось достаточно много?
- Хочу напомнить, что перед высшей школой поставлена задача перейти на двухуровневую систему бучения «бакалавриат-магистратура». Мы делаем все, чтобы абитуриенты, идущие на заочное отделение которые будут сдавать экзамены в этом году, пришли учиться уже по новой схеме, если, конечно, не случится никаких политических или экономических катаклизмов. Абсолютное большинство специальностей мы уже лицензировали для бакалавриата.
- К слову о специальностях. Их в этом году в нашем университете заметно прибавилось. Как Вы считаете, это шаг, продиктованный жизнью, или нам просто нужно соответствовать нормам бакалавриата?
- Нет, дело не в нормах. Новые направления, такие как, к примеру, «Дизайн архитектурной среды», «Строительство», «Управление персоналом», дадут нашей области большое количество грамотных специалистов во многих отраслях. Несомненно, появление новых специальностей — это и шаг, продиктованный жизнью. Наша цель — создать простор для выбора абитуриента.
- Появление новых учебных направлений никак не связано с тем, что некоторые из ныне существующих специальностей в последние годы недоукомплектованы?
- Вообще я не комментирую этот вопрос, но текущее состояние дел показывает: несмотря на то, что нас многие пугали недобором, мы смогли уже со второй волны закрыть все бюджетные места, а это, скажу я вам, удается далеко не всем вузам нашей страны. Кроме того, пришло большое количество «платников» - ребят, которым не хватило буквально одного-двух баллов для того, чтобы учится на «бюджете». Все дело в том, что на многих факультетах конкурсы были просто заоблачные. Кстати говоря, по сравнению с прошлым годом количество бесплатных мест не изменилось.
- Один из самых актуальных вопросов этого учебного года - изменения в расписании. С чем они связаны?
- Все изменения были приняты ректоратом нашего вуза на основе федеральных законов. Если говорить конкретно по нововведениям, то стоит отметить следующее: во-первых, мировая практика уже давно сформировала такое понятие, как «академическая пара». Она теперь у нас, как и везде, составляет 90 минут. Кроме того, появились более длинные перерывы между занятиями, чтобы студент мог спокойно перекусить или сходить в библиотеку. Мы считаем, что физиологически наш студент готов к тому, чтобы без перерыва отсидеть за партой полтора часа. Кроме того, есть и некоторые технические моменты: не секрет, что практически все школы нашего города начинают работать в восемь утра, а большинство государственных учреждений - в девять. Таким образом, студенты нашего вуза, у которых первая пара начнется в 8.30, не будут пересекаться на улице и в общественном транспорте ни со школьниками, ни со служащими.
О компенсациях за успехи в учебе
- Николай Петрович, на данный момент весьма своеобразно решается вопрос со стипендиями. Ведь по новым правилам их получают все первокурсники нашего вуза.
- Честно говоря, мне сейчас пока сложно делать какие-то выводы по этому вопросу. За то время, что я работаю, были периоды, когда мы назначали стипендию либо лишь некоторым первокурсникам, успешнее всех сдавшим вступительные экзамены, либо не назначали вообще. Все-таки стипендия – премия академическая, а у первокурсников сессий еще не было по определению. Если говорить о сегодняшней ситуации, то тут могу сказать одно: я понимаю, что создается некая социальная напряженность, связанная с неравенством студентов. Но, с другой стороны, этот шаг оправдан. Первокурсник должен понимать: деньги, которые он сейчас получает, - это аванс.
- Судя по всему, стипендии для первокурсников формируются за счет урезания «социальных» стипендий. Что же в этом случае делать учащимся, которым университет до этого помогал?
- Повторюсь, лично я не был сторонником этого новшества. В любом случае тем ребятам, которые будут нуждаться, университет и дальше будет помогать материально.
Правда ли, что в этом учебном году существенно увеличился перечень нарушений, за которые студент может быть лишен стипендии?
- Абсолютно верно! За такие нарушения, как курение в недозволенных местах, опоздания на пары и прогулы, студенты будут, что называется, наказаны «рублем». Считаю это справедливым.
О свободном посещении
- Для многих учащихся сейчас весьма актуальным является вопрос, как совместить работу и учебу. Зачастую выбор остается за первым. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Я думаю, что работающий студент - это очень хорошо. Но если из-за работы будет страдать учеба, поблажек от университета ждать не стоит. Ведь если посмотреть с другой стороны, допустим, подходит студент во время рабочего дня к своему начальнику и говорит: «Знаете, мне очень нравится работать в вашей фирме, но я буду часто отсутствовать - мне ведь еще в университет нужно ходить!» Что бы вы сделали на месте начальника? Я бы уволил. Ребятам, которые хотят одновременно учиться и работать, дам совет: либо умейте совмещать, либо выбирайте между сиюминутным заработком и дипломом. Но стоит понимать: высшее образование еще никому никогда не мешало, а вот его отсутствие — наоборот.
Андрей Новиков, Андрей Степанов
Газета СмолГУ «Аудитория», №56 апрель 2010г., С.1,3.