Музей истории молодежного движения

Валерий АтрощенковВалерий Атрощенков

В 2020 году в издательстве Маджента вышла книга о ветеране комсомола Смоленщины В.И. Атрощенкове. Автор и сотавитель книги П.И. Привалов. В сборник вошли воспоминания о Валерии Ивановиче друзей и коллег, а также газетные статьи и выступления самого В.И. Атрощенкова.

2. "География жизни"

Валерий Иванович Атрощенков родился 2 августа 1945 года в деревне Сукромля Ершичского района. Рос без отца, погибшего на войне, мать работала учительницей начальных классов. В 1963 году успешно закончил Ершичскую среднюю школу, поступил и в 1969 году получил диплом инженера-электрика в Смоленском филиале МЭИ. В 1970 году вступил в КПСС.

Валерий Атрощенков

Передо мной Трудовая книжка Валерия Ивановича (всего в ней 54 записи).
Выдана 3 апреля 1969 г. (профессия инженер-электрик)
До института стажа нет
Смоленский филиал МЭИ
1 апрели 1969 - ассистент кафедры ТОЭ
5 сентября 1969 - первый секретарь Промышленного райкома ВЛКСМ г. Смоленска
21 декабря 1972 - секретарь обкома ВЛКСМ
4 октября 1974 - первый секретарь ОК ВЛКСМ
14 января 1980 - зам. завотделом науки и учебных заведений ОК КПСС
13 ноября 1980 - первый секретарь Вяземского ГК КПСС
24 мая 1988 - и.о. начальника областного управления культуры
28 июля 1988 - начальник управления
2 апреля 1990 - освобождён «в связи с избранием народным депутатом облсовета».

Но тут же - «переводом» оформлен замом Григория Матвеевича Аптекина в «Смоленское специальное научно-реставрационное управление объединения «Росреставрация»

29 октября 1990 - первый секретарь Смоленского ГК КПСС
22 сентября 1991 - «уволен в связи с ликвидацией организации»

До пенсии оставалось 14 лет. За это время он сменил полтора десятка мест работы: открытые, закрытые и ограниченные общества, фирмы, банки. Причём, ни единого перерыва в стаже у него не случилось (в основном, «переводы» на новые «ответственные» должности).

Хоть и недолгая, а выпадала ему и «государева служба». Восемь месяцев на выборной должности в облсовете народных депутатов до его ликвидации 1 декабря 1993 г. 2 апреля 1997 г. вернулся в Вязьму - главой районной администрации. 22 июня 1998 пошёл заместителем губернатора к А. Д. Прохорову. Проработал больше года, до 22 августа 1999 - ушёл: не нравилось «окружение». Через два года вернулся в обладминистрацию советником губернатора, но через месяц опять «хлопнул дверью».

Последнее место работы - областная Дума, где председательствовал Владимир Иванович Анисимов. И заключительная запись в трудовой в 2005 году - «продолжает работать».

Да, выйдя на пенсию, он продолжал. До последнего дня - активная общественная деятельность, большая краеведческая работа. А последний день - 18 марта 2018 года, выборы Президента России.

Когда умер наш общий друг Михаил Великанов, в те первые горькие часы Валерий Иванович неожиданно сказал мне: «Миша правильно умер». И на мой удивлённый взгляд добавил: «На Троицу»...

У нас обоих мамы были учительницами и, само собой, объясняли детишкам, что бога нет. Но выросли они в деревне, и корни крестьянские у них глубоко уходили. Туда, где само собой подразумевалось, что на большие церковные праздники распахнуты райские врата и души праведников прямиком в них проходят, минуя чистилище. И мы это точно так же знали, и для нас, атеистов, это имело значение. И позже какое-то странное утешение давало мне сознание, что безвременно уходившие друзья «умирали правильно». Коля Сухарев - 25 декабря (хоть католическое, но Рождество), Саша Шитиков - 7 января. Как бы подтверждение свыше, что они именно «праведники». Один, живший стихами и для стихов, второй, командовавший в Чернобыле ротой таких же, как он, запасников-ликвидаторов. Разные по характеру, они похожи были вглавном - не для себя жили, не гребли под себя. И хоть не было 18 марта церковного праздника, а как-то сразу подумалось, что и Валерий Иванович «умер правильно» - в судьбоносный для России день, и душа его прямиком отправилась в некий небесный Совет страстотерпцев и заботников Руси.

Приведённая выше биографическая справка кажется мне пустой и негодной, когда я вспоминаю сказанное с характерным смешком: «Мой возраст легко считать: я — ровесник Победы». Для него это было важно - как некое предначертание судьбы. Впервые я услышал от него и ходовое теперь выражение о такой же, как он, безотцовщине: «Мы - дети войны». Вот это постоянное соотнесение своей судьбы с судьбой России: «Я тогда не знал, про это, не вспомнили тогда, но первый день, когда я вышел на работу в Вязьме, был днём 500-летия победы Руси в Великом Стоянии на Угре - тут, рядом. А победа эта была поважнее, чем Куликовская битва, потому что лишь после Угры мы перестали платить дань татарам». Надо было видеть, с каким восторженным изумлением поведал он мне об этом... Чуде, об этом Знаке. Ведь, по сути, он стал, по древним меркам, Вяземским князем, на чьей земле повернулась к своей славе судьба Руси. Это в его городе располагался , говоря современным языком, главный штаб могучего русского воинства.

А Одигитрия? «В народе Угру называли поясом Богородицы»... Я процитировал в статье. И у меня все потом спрашивали: а в каком народе так называли Угру, почему мы никогда не слышали? Допускаю, что это прекрасная метафора самого Валерия Ивановича. Он был поэт несомненный, и много его словечек, парадоксов засело в памяти и встретится вам на страницах этой книги.

Не удержусь здесь привести шутливое, но не так чтоб и вовсе зубоскальное, его самоопределение; «Я зверь редкой породы - петушиный лев» (расшифрую: родился в год Петуха, Лев - знак зодиака. Такой же, кстати, «породы» у меня жена, но никогда бы на ум не пришло. А ведь похоже... они похожи).

Не замечал, чтобы зачитывался Атрощенков художественной литературой, но Твардовский, Исаковский были частой темой наших разговоров и восторгов. Поскольку «смоляки», поскольку они голос родной нашей земли.

Но как-то я обмолвился, что Твардовский во второй половине 1960-х годов писал предисловие к четырёхтомнику обожаемого им Михваса и, естественно, перечитывал его творчество. И записал в дневнике, что стихи Исаковского 1930-х годов о колхозной деревне - слабые, «газетные», написанные по настоятельным просьбам всяческих издательств и журналов. Там явные пропагандистские передержки.

Например, в стихотворении «География жизни» (1935). Это рассказ старика, колхозного сторожа, который, подобно многим тогда, любит вставлять «учёные» слова. И вот он рассказывает о своей «географии жизни». Как он до колхоза жил, ничего не видя, кроме своего двора, и как прикипел к новой жизни, почувствовал ответственность за общее дело. Как-то ночью охранял он колхозное ржаное поле и увидел с пригорка, как загорелась его хата. После нелёгкой душевной борьбы дед всё же остался на посту, а не кинулся спасать своё добро. С этого эпизода он и считает свою новую «географию». Это уж совсем перебор, по мнению Твардовского: даже страшно - там же и семья его. А поле... Что с ним станет?

- А я таких людей, как этот сторож, много знал, - не согласился вдруг Атрощенков. - Которым долг, общее дело дороже своего барахла. Сейчас уже мало таких. Наоборот, гори всё гаром, лишь бы моё не занялось. Гоняются всю жизнь за тряпками, машинами, дачами. Помрут - только и останется от них чёрточка между датами. Нет, Исаковский не просто подшучивает над малограмотным. У того действительно «география жизни». Жизнь его расширилась. Была хата - и вся биография. А тут интересы всего общества, всей страны. И это хорошо Исаковский сказал про таких - «география жизни».

Тогда спорить не стал, и сейчас не буду. А только биографиюв этой главе попытаюсь расширить до ... «географии». За счёт газетных статей, воспоминаний друзей и свидетельств самого Валерия Ивановича.

Валерий Атрощенков

 

Литература

Так это было
Дети и молодёжь Смоленщины 1920-1930-е годы

Спасибо

Друзья сайта

 

 

 

 

 

Интернет опасен для детей

 

     
  (c) Авторские права на сайт принадлежат ООО "Союз ДМ", Смоленской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи", 2008-2021г.